Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей города Алейска МОУ – лицей г. Алейска

Печать
 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей города Алейска

МОУ – лицей г. Алейска

658130, г. Алейск, ул. Олешко, 68


Директор лицея

Сердюкова Татьяна Николаевна,

 Отличник Просвещения

Образование: высшее, АГУ,

 преподаватель математики,

 Академия экономики и права, юрист

Место работы: МОУ лицей г. Алейска

Должность: директор лицея с 2000г

Педагогический стаж: 25 лет

Тема самообразования: Развитие внутрилицейской

        системы управления кадетским  образованием

 Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей города Алейска Алтайского края в 2000 году было создано на договорной основе с АлтГУ, как профильное учреждение для детей, проявивших особые способности,  интересы и потребности в получении образования повышенного уровня.

В каждом новом учебном году открывались новые профили. В 2002 году был открыт оборонно-технический профиль, кадетские классы.

Миссия кадетского образования – возрождение российской системы воспитания, высоконравственных и интеллектуально развитых граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.

Цель реализации кадетского компонента – подготовка государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном или общественном поприще) – патриота, государственно мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны, инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, способного к созиданию; благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.

Цель кадетского воспитания – привитие с детского возраста чувства чести, благородства, добра, трудолюбия, справедливости и правды, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые служат прочною основой русского офицерства, искренней преданности Народу и Родине, сознательного повиновения Власти и Закону.

Выстраивая определенную систему обучения и воспитания подрастающего поколения, на сегодняшний день мы имеем результаты своей работы. В МОУ лицее г. Алейска определилась нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность кадетских классов: определен порядок приема детей, утверждены нормы питания и обеспечения форменным обмундированием, утвержден порядок взимания и освобождения от родительской платы за содержание детей, разработана организационно-штатная структура.

 

 

 Система кадетского образования в нашем лицее имеет свои специфические особенности. На сегодняшний день у нас 6 кадетских классов - 132 учащихся.

Особенности кадетских классов в МОУ лицее г. Алейска:

Своеобразный режим, распорядок и уклад жизни.

В одном учреждении обучаются учащиеся лицейских и кадетских классов.

19 октября – принятие клятвы лицеистами;

5 декабря – принятие клятвы кадетами.

Сочетание кадетского и лицейского компонентов (двойная профилизация).

Прием в кадеты с 5 класса, как мальчиков, так и девочек.

Кадетская форма выдержана в едином тоне.

На базе кадетских классов функционирует военно-патриотический клуб «Отечество».

В рамках профориентационных военно-патриотических программ школьники знакомятся с военными вузами, расположенными в нашем крае, посещают воинские части, принимают участие в интеллектуальных состязаниях и военно-спортивных соревнованиях. Для участников программ подготовлены культурно-образовательные мероприятия, встречи с офицерами, ветеранами, экскурсии в военно-исторические музеи.

Педагогический коллектив лицея целенаправленно занимается военно-патриотическим воспитанием, создает оптимальные условия для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Мы сотрудничаем с ВУЗами края.

В марте 2007 г. подписан договор о сотрудничестве с Барнаульским юридическим институтом МВД России. Осенью 2007 года открыт юридический профиль на базе кадетских классов. Преподаватели БЮИ читают нашим кадетам следующие спец. курсы:

 

      Основы криминалистики.

      Организация деятельности ОВД.

      Основы юридической психологии.

      Административно-правовая деятельность милиции

      Основы правовых знаний

 

Наши кадеты успешно проходят обучение в летней и зимней сменах краевого оборонно-спортивного лагеря «Юный десантник». В январе 2008 г. 5 кадетов на базе БЮИ МВД России изучали следующие дисциплины:

·         Борьба самбо                                                                                  12 час.

·         Ударная техника рукопашного боя                                              12 час.

·         Плавание, поведение на воде                                                        4 час.

·         Огневая подготовка                                                                         8 час.

·         Русский рукопашный бой (система Кадочникова)                      12 час.

·         Строевая подготовка                                                                      2 час.

·         Общая государственная подготовка                                             4 час.

·         Правовая подготовка                                                                       4 час.

·         Курс младшего командира                                                              4 час.

МОУ лицей стремится к тому, чтобы дать кадетам всестороннее образование. Введены новые предметы в кадетских классах:

история кадетских корпусов;

этика;

психология;

информатика. (со 2 класса)

С целью развития способностей кадет, самоопределения, самоутверждения, саморазвития созданы спортивные секции и кружки творческой и художественной направленности, такие как:

танцы;

рукопашный бой;

борьба; хор;

военно- технические дисциплины;

театральная студия;

мой выбор;

основы игры в шахматы;

изостудия.

Администрация лицея работала над созданием системы дополнительного образования в кадетских классах. 

Предназначение дополнительного образования:

      Обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка.

      Стимулирование творческой активности.

      Профессиональное самоопределение.

      Социальная адаптация.

      Усиление патриотического воспитания.

      Формирование общей культуры.

      Организация содержательного досуга.

      Поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В результате была разработана структурно-организационная форма
реализации дополнительного образования:

      Интеграция основного и дополнительного образования, организация и содержание единств основной структуры учреждения.

      Деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие системы в целом.


Примерный учебный план дополнительного образования

 

№ п/п

Предмет

Кол-во чел. в группе

Кол-во групп

Класс

Кол-во часов в нед. на группу

Всего часов в неделю

1.

Хореография

20-25

6

5-10

1

6

2.

Шахматы

17-10

2

5,6

2

4

3.

Хор

27-29

4

5,6,7,8

1

4

4.

Краеведение

17-28

3

5,6,7

2

6

5.

Театр

8-10-10

3

5-6,7,10

1

3

6.

Рукопашный бой

12-19-16

6

5-10

1

6

7.

Дзюдо

10

3

7,8,9

2

6

8.

Футбол

18-28

4

5-10

2

8

9.

Волейбол

15

1

6,7

1

2

10.

Школа выживания

12

3

5-10

2

6

11.

ВТД

17-29

6

5-10

2

12

12.

Этика

29

6

5-10

1

6

13.

Мой выбор

21

1

8

1

1

14.

Теннис

10

3

5-10

2

6

15.

Вокальный

4-6

2

5-10

1

2

 

Созданные условия позволяют не только обеспечить качественную подготовку воспитанников по программе общеобразовательной школы, но и адаптировать кадетов к военным условиям курсантской, а в будущем – офицерской службы. Наряду с общеобразовательными предметами они изучают общевоинские уставы, огневую и строевую подготовку, тактику, военную топографию, военно-медицинскую подготовку, технику и вооружение, военную историю.

Теоретические знания закрепляются в ходе летнего лагерного периода обучения на учебно-методической базе Сибирского кадетского корпуса, соединений и воинских частей города.

Кадеты принимают самое активное участие в мероприятиях города и края. Практически ни одно мероприятие патриотической и культурно-художественной направленности не остается без их участия. Так, воспитанники кадетских классов Алейского лицея ежегодно открывают парад на городской площади в День Победы 9 мая, принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница», соревнованиях по военно-техническим видам спорта.

В интересах патриотического воспитания кадетов используются встречи воспитанников с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил РФ, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.

Наши традиции, план работы:

-  Работа кружков: Дружина юных пожарных,

                                   юные инспектора дорожного движения.

-  проведение «Кадетской декады».

- Принятие клятвы кадетами.

- Смотр строя и песни.

-  проведение Кадетского калейдоскопа.

- участие в соревнования по рукопашному бою.

-  проведение Часов Мужества.

-  проведение Торжественной линейки «Имена на поверке».

-  участие в краевом  «Кадетском калейдоскопе».

- «Вахта Памяти».

- Участие в городских и краевых  мероприятиях.

- Встречи с ветеранами.

- Участие в военном параде, посвященном Дню Победы.

- Участие  поисковой экспедиции в Новгородской области

- участие в краевом кадетском Фестивале детского творчества

- Проведение военно-полевых сборов

- сотрудничество, общение  со всеми школами кадетской направленности

     Алтайского края

Наши достижения и успехи:

      2002 г.  2 место в спортивном троеборье, в краевой спартакиаде;

      2002 г. 1 место в конкурсе «Дисциплина, порядок и караульная служба»

      2002 г. 1 место в конкурсе «Полоса препятствий»;

      3 место «Стрельба из АКМ», в краевой спартакиаде;

      2003 г. 2 место в краевой спартакиаде среди военно-патриотических клубов;

      2004 г. 1 место в краевом фестивале патриотической песни;

      2004 г. 1 место в зональной спартакиаде;

      2005 г. 1 место в городском конкурсе чтецов «Пою мое Отечество»;

      2005 г. 2 место в краевой спартакиаде по «Рукопашному бою»;

      2005 г. 3 место по футболу на учебно-полевых сборах;

      2005 г. грамота «За участие в 3 Открытом Первенстве Алтайского края по огневой подготовке среди ВСК и ВПК »;

      2006 г. 2 место в открытом турнире по мини-футболу, посвященном Дню РВСН;

      2006 г. 3 место в номинации «Хоровое пение» фестиваля детского творчества «Через тернии к звездам».

      2007 г. краевой конкурс «Патриотической песни», Богомолов А.- лауреат конкурса

      2007 г. 3 место в краевых соревнованиях по мини-футболу

      2007 г.  участие в городской игре «Зарница», показательные выступления

      1 место лыжные гонки, Скачкова Ю.

      1 место легкая атлетика, Рудакова А., Скачкова Ю.,

      2 место Панченко К.

      3 место н/ теннис Рябинин Д., Скачкова Ю.

      2 место мини-футбол

      2 место кросс на приз газеты «Маяк труда», Ильин А., Скачкова Ю.

      2 место кросс, День города, Ильин А.

      3 место эстафета, Колмакова И.

      1 место  эстафета,  Ильин А.

      Участие в научной конференции «Будущее Алтая»

      Открытие «Книги Памяти»

2008 г. – ВПК «Отечество» - победитель смотра-конкурса на лучшую постановку массовой культурно-спортивной работы с детьми, подростками, молодёжью

2008-2009

- 2 место в краевом конкурсе патриотической песни «пою мое Отечество»,

    Богомолов А., Устинова Н, Семко Д.

- участие  в городской игре «Победа», показательные выступления

- 1 место в краевых соревнованиях по мини-футболу

- 2 место в краевых соревнованиях по рукопашному бою

- участие в краевом «Кадетском калейдоскопе»

- 2 место в лыжных гонках

- 2 место в городском конкурсе танцев.

 

Перспективы развития кадетского образования

в МОУ лицей г. Алейска

Исходя из предназначения , характерных особенностей и идей, целей и задач кадетского образования, выделены перспективы его развития.

 

Совершенствование образовательной услуги, предоставленной лицеем учащимся кадетских классов:

Ø использование в кадетском образовании идей гармонизации современных педагогических подходов и практик;

Ø совершенствование  характера, структуры и повышения эффективности управления лицея;

Ø совершенствование образовательного процесса с ориентацией на развитие самостоятельной научно-познавательной деятельности культурно-образовательном пространстве на основе выбора и  личной ответственности;

Ø  проектирование и реализация различных форм профориентации, моделей предпрофильной подготовки  и профильной старшей школы с использованием сетевого взаимодействия;

Ø внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания;

Ø расширение спектра и совершенствование качества дополнительного образования кадетов;

Ø обогащение культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды учреждений кадетской направленности края;

Ø введение в процесс жизнедеятельности кадет  комплексных стратегических игр, социальных практик и социальных проектов.

Ø оптимальное сочетание отвечающего современным требованиям общего среднего образования и дополнительного образования.

Ø Расширение связей с высшими военными учебными заведениями России

          (г. Томск, г. Новосибирск, г.Москва, г. Санкт- Петербург)

Эти и другие специфические особенности интегративного процесса жизнедеятельности учреждений  кадетской направленности Алтайского края за период становления системы кадетского образования получили свое осмысление, преломление и составляют своеобразную идеологию этого вида образовательной услуги.